Facebook google+ e-mail
Учимся программировать на JAVA
Практикум по программированию на языке Java

Занятие 0. Давайте знакомиться

Вы хотите научиться программировать? Разумная мысль: лишним такой навык, скорее всего, не будет. Правда, для этого придется немножко потрудиться. Предлагаемый вашему вниманию цикл занятий, который позволит в обозримые сроки не только получить представление о том, что такое программирование, но и научиться создавать программы нетривиального назначения и размера.

Существует несколько способов обучения программированию.

Первый и, пожалуй, самый распространенный – по книгам. Все, что нужно - найти подходящую книгу и последовательно, страница за страницей прочесть ее и выполнить все предложенные упражнения (если таковые имеются). Если книга стоящая (предпочтительно от авторов технологии или языка программирования), то этот способ рано или поздно, дает превосходные результаты: вы будете знать и понимать большую часть необходимого материала. Но этот способ долгий и мало пригоден для тех, кто только-только начинает программировать и чей опыт ограничен самыми примитивными сведеними, которые он или она получили в школе или на работе. Нужно обладать изрядным терпением, упорством (зачастую даже упрямством), чтобы «продраться» сквозь массу новых понятий, концепций и непривычную терминологию. Все-таки, книги хороши для тех, кто обладает хотя бы начальным знанием предмета и не останавливается на каждой строке только для того, чтобы просто понять о чем идет речь.

Кроме того, не имея опыта вы вряд ли выберете именно ту книгу, которая даст нужные знания. Книжный рынок завален макулатурой высокого полиграфического качества. Но ценность большинства таких пособий, учебников и книг – более чем сомнительна. Порой небольшая и невзрачная книга по смешной цене оказывается неизмеримо полезнее роскошного издания с превосходной графикой на мелованной бумаге (и ценой в десять-пятнадцать раз большей).

Второй способ – курсы с опытным преподавателем. Идеальный вариант когда вы и преподаватель работаете парой: преподаватель - объясняет и показывает, вы – пытаетесь повторить и развить. Вы можете в любой момент времени остановиться и уточнить то, чего не понимаете. Сам же преподаватель может корректировать темп обучения в соответствии с вашими успехами или неудачами. Несколько хуже, когда преподаватель один, а учащихся – несколько человек. Обычно и этот способ дает отличные результаты при условии, что группа не очень велика (скажем, 3, максимум 5 человек) и уровень подготовки всех учащихся примерно одинаков. Если есть возможность и финансы позволяют оплатить такие курсы – лучше ими и воспользоваться.

К сожалению, этот способ недоступен жителям небольших населенных пунктов, где нет никаких обучающих центров, а также тем, чей уровень дохода не настолько большой, чтобы позволить себе такую «роскошь». Конечно, случается, что работодатель за свой счет посылает своих работников на обучающие курсы, но тут уж кому как повезет.

Третий способ (и сразу же скажем – лучший из всех) – поработать рядом с опытным специалистом-наставником. Книги – книгами, курсы – курсами, а личный пример, особенно в реальных («боевых») условиях – просто находка. Порой достаточно просто сидеть и наблюдать, задавая при необходимости вопросы. Если наставник вменяемый человек (а настоящие профессионалы, как правило, вменяемые и доброжелательные люди), то вы за несколько недель получите то, что позволит вам начать работать над задачами средней сложности и не обращаться поминутно к справочникам в поисках элементарных вещей. За такой срок вы, конечно, не станете профессионалом, но зато не будете и полным новичком. Конечно, в процессе обучения нужно помнить о чувстве меры и не «доставать» занятого специалиста совсем уж элементарными вопросами: вначале надо поискать ответ самому. Так вы получите необходимые знания и навыки практически бесплатно и за весьма короткий срок.

Но что делать, если и этот способ не осуществим, а научиться хочется? Неужели рискнуть и обратиться к книгам? И все-таки ситуация не безнадежна. Мы решили подготовить небольшой обучающий курс для новичков. Этот курс содержит только самое необходимое, но дает достаточное представление о предмете и навыки, которые позволят вам дальше двигаться самостоятельно. Конечно, отстутствие обратной связи между нами и вами будет известным препятствием, но мы надеемся, что приложив определенные усилия вы сумеете кое-чему научиться. Во всяком случае мы рассчитываем, что изучив этот курс полностью, вы сможете дальше двигаться сами. Конечно, легкой жизни мы вам не обещаем, но помочь – постараемся. Прежде чем переходить к собственно самому курсу, прочтите и обдумайте несколько рекомендаций:

  • информационные технологии можно, конечно, изучать и без компьютера, но согласитесь – с компьютером все-же и комфортнее, и практичнее; поэтому компьютер необходим. Подойдет любая модель не «древнее» 5 лет. Никаких особенных требований к начинке и конфигурации аппаратных средств нет, но помните простые правила – чем больше оперативной памяти, тем лучше, чем качественней монитор – тем удобнее. Одним словом, не экономьте на пустяках, но и не транжирьте деньги попусту. Типичный ноутбук стоимостью около $500 или чуть больше – в самый раз.
  • на компьютере должна быть установлена любая современная операционная система (какая – абсолютно не важно): Windows, Linux, MacOS, FreeBSD и т.д. Поскольку у подавляющего большинства пользователей на компьютере стоит операционная система семейства Windows (той или иной версии) от компании Microsoft, то мы в дальнейшем изложении будем ориентироваться прежде всего на нее. Вы должны уметь работать на компьютере (пользоваться клавитурой, мышью, USB-устройствами, принтером, подключаться к сети Internet и т.п.). Большую помощь могут оказать навыки работы с текстовыми редакторами или электронными таблицами. Вообще, запомните, что главный инструмент программиста (после головы, конечно) – клавиатура, поэтому если вы с трудом находите на клавиатуре клавишу пробела, то у вас будут большие проблемы. Помочь тут может только практика.
  • что касается необходимого для этого курса программного обеспечения, о нем мы поговорим в следующий раз. Заметим только, что для его получения нужен выход в Internet. Если вы читате эти строки, то такой выход у вас уже есть.
  • курс расчитан на регулярную работу. Не поддавайтесь искушению пропускать то, что вам кажется элементарным и перескакивать к следующей теме: это чревато неприятными последствиями, т.к. вы можете пропустить тонкий момент или важную деталь.
  • информационные технологии перенасыщены специфической терминологией, преимущественно англоязычного происхождения; практически вся ценная документация написана на английском языке. Так что полезно вооружиться хоть каким-нибудь словарем (подойдет любой электронный и даже не самый мощный) – постепенно вы привыкнете и выучите большинство необходимых фраз и терминов.
  • длительность каждого занятия – от 15 до 40 минут. Каждое занятие должно быть изучено полностью: от корки, до корки. Мы старались сделать курс максимально понятным, но без воды и длинных рассуждений. Примеры программного кода должны быть набраны и проверены на вашем компьютере (это, правда, не всегда выполнимо, если рассматривается большой вопрос и обсуждение растягивается на несколько занятий, но рано или поздно вы должны – даже обязаны – получить такой результат, какой должен быть).
  • если устали – отдохните день, другой. Никакой катастрофы не случится. Но не более. Не пытайтесь за день наверстать то, что нужно было изучать два месяца – вы устанете, запутаетесь и, в конце-концов, разочаруетесь в себе или в том, чем занимались. Если перерыв случился, то догоняйте не спеша. Главное – не запомнить, а понять. То, что понято, запоминается само собой. Так что никакой зубрежки.
  • заведите блокнот или тетрадку и отмечайте в ней то, что покажется вам важным. Не надо конспектировать – записывайте только то, что вам – именно вам – показалось интересным, глупым, смешным. Это может быть фраза, фрагмент кода, цитата, карикатура – все что угодно. Периодически просматривайте более ранние записи; это поможет вспомнить то, что вы изучили.

Наш подход ближе всего всего к третьему способу обучения – т.е. обучению с наставником. Наш принцип простой: показать и объяснить ключевые детали. Мы не станем долго, скучно и утомительно обсуждать простые и очевидные вещи (о них, если понадобится, вы найдете достаточно информации и в книгах, и в документации, и на специализированных форумах). Мы постепенно разработаем небольшое приложение, которое покажет вам работу профессионального программиста. Но «небольшое» не означает «простое» - вовсе нет! Чтобы получить результат вам придется изрядно потрудиться. Но пугаться не стоит – результат того стоит. Главное – захотеть и следовать к поставленной цели, преодолевая по пути холмы и ямы.

А сейчас давайте передохнем. К следующему занятию подготовьте к работе компьютер – удостоверьтесь, что на жестком диске имеется хотя бы 1 Гб свободного дискового пространства; если оперативная память меньше 1Гб, то выясните – можно ли ее увеличить и обязательно увеличьте (с оперативной памятью вообще не стоит экономить: если компьютер позволяет устанавливать 4 Гб, то столько и устанавливайте; поверьте, это окупается комфортностью работы и экономией времени): нам предстоит немножко нудная, но необходимая работа по установке нескольких программ. Так что до встречи!

 

Занятие 1. Запасаемся инструментами (текстовый редактор)

 

Автор: Alex Tuesday

 

Все уроки ... 31.12.2013